Фольклор — устное народное творчество. Особенности фольклора

folklor ustnoe narodnoe tvorchestvo osobennosti folklora Полезно

Фольклор — это международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Уильямом Томсом. В буквальном переводе означает «народная мудрость», «народные знания» и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке утвердились и другие термины: народная поэзия, народная поэзия и народная литература. Название «устное народное искусство» подчеркивает устный характер фольклора, в отличие от письменной литературы. Название «народная поэзия» указывает на артистизм как знак, отделяющий народное искусство от верований, обычаев и ритуалов. Этот термин ставит фольклор в один ряд с другими видами народного искусства и литературы.

Фольклор — сложное синтетическое искусство. В нем часто сочетаются элементы разных видов искусства — словесного, музыкального, театрального. Его изучают различные науки — история, психология, социология, этнология (этнография) .

Это тесно связано с народным бытом и обрядами. Не случайно первые русские исследователи широко подошли к фольклору, фиксируя не только произведения словесного искусства, но и различные этнографические детали и реалии крестьянской жизни. Таким образом, фольклорная наука была для них особой областью общих знаний .

Наука, изучающая фольклор, называется фольклором. Если под литературой понимается не только письменное искусство, но и словесное искусство в целом, то фольклор — это особая отрасль литературы, а фольклор, таким образом, является частью литературных исследований.

Фольклор — это устное словесное искусство. Обладает свойствами искусства речи. Таким образом он приближается к литературе. В то же время в нем есть свои особенности: синкретизм, традиция, анонимность, изменчивость и импровизация.

Предпосылки для возникновения фольклора возникли в изначальном общинном строе с началом формирования искусства. Древнее искусство слова было утилитарным по своей природе — оно стремилось практически повлиять на природу и человеческие дела.

Древний фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова синкретизм — соединение). Синкретическое состояние — это состояние слияния, а не состояние диссоциации. Искусство еще не было отделено от других видов духовной деятельности, оно существовало в сочетании с другими видами духовного осознания. Позже наступило состояние синкретизма, а затем выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.

Народное творчество анонимно. Их автор — нация. Каждый из них построен на основе традиций. В свое время В. Белинский писал о специфике фольклорного творчества: нет «известных имен, потому что авторы литературы — всегда люди». Никто не знает, кто сочинил его простые и наивные песни, которые так ярко и ярко отражают внутреннюю и внешнюю жизнь молодежи и племени. И песня передается из семьи в семью, из поколения в поколение; и со временем она меняется: она будет укорачиваться, удлиняться, переделываться, сливаться с другой песней, сливаться с другой песней помимо нее — и вот стихи из песни, автора которой можно назвать только людьми ».

Академик Д.С. Лихачев, заметивший, что в фольклорном произведении нет автора, не только потому, что сведения о нем, если таковые имеются, были утеряны, но и потому, что он выпал из поэтики фольклора; это не обязательно с точки зрения структуры изделия. В народных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказочник, но нет автора или композитора как элемента самой структуры искусства.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические периоды — целые века. По мнению ученого А.А. Потебный, фольклор возникает «из памятных источников, то есть передается по памяти из уст в уста, насколько это касается памяти, но неизбежно проходит через значительный пласт народного понимания»

Каждый носитель фольклора творит в рамках общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя и дополняя текст произведения. Есть писатель и чтец в литературе, а в фольклоре — исполнитель и слушатель. «Народное творчество всегда несет на себе отпечаток времени и среды, в которой оно жило или« находилось »долгое время. По этим причинам фольклор называют массовым народным творчеством. В нем нет отдельных авторов, хотя есть много талантливых исполнители и авторы, освоившие общепринятые традиционные техники повествования и пения. Фольклор популярен по своему содержанию, то есть по тем мыслям и чувствам, которые он выражает. Фольклор также является народным по своему стилю, то есть по форме, в которой он передается его содержание, признаки и свойства традиционного образного содержания и традиционных стилистических форм ».

Это коллективный характер фольклора. Традиция — важнейшая и главная особенность фольклора.

Каждое фольклорное произведение существует во многих вариантах. Вариант (лат. Вариантис — изменяющийся) — каждое новое исполнение народной песни. Устные произведения имеют вариативный характер.

Характерная черта народного произведения — импровизация. Это напрямую связано с вариативностью текста. Импровизация (итал. Implvisazione — непредвиденное, внезапное) — создание народного произведения или его части непосредственно в процессе исполнения. Эта черта больше характерна для причитаний и причитаний. Однако импровизация не противоречила традиции и укладывалась в определенные художественные рамки.

Учитывая все эти особенности фольклорного произведения, определение фольклора, данное В.П. Аникина очень кратко: «фольклор — это традиционное художественное творчество народа. Это в равной степени относится к устному, словесному и прочему изобразительному искусству, как древнему творению, так и новому, созданному в новое время и созданному в наши дни.

Фольклор, как и литература, — это искусство слова. Отсюда и использование литературных терминов: эпос, лирика, драма. Их обычно называют типами. Каждый жанр включает группу песен определенного типа. Жанр — это вид художественной формы (сказка, песня, пословица и т. Д.). Это более узкая группа песен, чем жанр. Итак, жанр — это способ представления реальности, а жанр — это вид искусства. История фольклора — это история смены его жанров. В фольклоре они более устойчивы, чем в литературе, жанровые границы в литературе шире. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны поддерживаться целой массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их изменение не происходит без необходимых исторических основ. В то же время жанры в фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, сменяясь другими. Например, многолетники появляются в Древней Руси, развивались в средние века, а в 19 веке постепенно забываются и отмирают. Виды уничтожаются и забываются по мере изменения условий жизни. Однако это не свидетельство упадка народного искусства. Изменение жанровой структуры фольклора — закономерное следствие процесса развития коллективного художественного творчества.

Какая связь между действительностью и ее отражением в фольклоре? Фольклор сочетает в себе прямое отражение жизни с условным. «Здесь нет принудительного отражения жизни в форме самой жизни, условность допустима». 8 Для него характерны ассоциативность, аналогичное мышление и символизм.

Оцените статью
Добавить комментарий