Франциск Скорина

francisk skorina Аквадук

Содержание:

Францишек Скорина — самый известный русский (западнорусский) ученый и печатник 16 века.

В современной Беларуси он считается одним из самых выдающихся деятелей в истории человечества, его имя носит университет, медаль, орден. Памятники Скорине установлены в нескольких городах Беларуси.

Личность Скорины, возможно, не была такой выдающейся, как полагают белорусские пропагандисты, но его достоинства весьма значительны.

Францишек Скорина был известен как врач, но стал более известен как печатник, гуманист и общественный деятель.

↑ Биография

Франц Лукич Скорина, родившийся около 1490 года, был сыном купца Луки или Лукьяна Скорина. Интересно, что этот Лука был известен как самозванец — вместе с другим купцом, неким Прокофьевым, он украл 42 рубля у пришельца из Великих Лукок.

Будущий первопечатник родился в Полоцке, старинном русском городе, входившем тогда в состав Великого княжества Литовского. Какое-то время ученые полагали, что его настоящее имя Георгий.

Имя Франциск действительно кажется русскому необычным. Но позже было установлено, что запись Джорджии в одном из документов является просто опечаткой, а не эгрегиумом, что означает «выдающийся», поэтому Скорин был описан в привилегии короля Сигизмунда (письмо).

Начальное образование Скорина получил в родном Полоцке, в монастыре бернардинцев, вскоре после рождения. Там он узнал, среди прочего Латинский. Позже Скорина долгое время училась в Краковском университете.

Интересно, что там учился и первый московский печатник Иван Федоров. Он изучал «свободные искусства», а также медицину. Будучи студентом-медиком, он сдал экзамен в Падуанском университете, который сдал блестяще.

↑ Первые изданные книги

Скорина опубликовал свою первую восточнославянскую книгу «Псалтерз» в Праге в 1517 году. Считается, что это первая печатная книга на белорусском языке. На самом деле белорусского языка в то время не было, а язык книг Скорины считается западнорусинской разновидностью церковнославянского.

Он содержал определенную дозу диалектизма, польских и чешских слов. В течение следующих нескольких лет Скорина опубликовал 23 Библии. В 1520 году он переехал в Вильнюс и продолжил свою деятельность, и основанное им издательство было первым в Литве. Там он опубликовал «Книгу пожертвований» и «Апостола».

У Францишека Скорины было много спонсоров и покровителей, в том числе знаменитый князь Константин Острожский, который всячески поддерживал распространение образования в западнорусинских землях. Другим известным покровителем Скорины был мэр Вильнюса Якуб Бабич, в доме которого была типография.

«Маленькая Подорожная книга» — одно из самых ранних научных произведений на восточнославянском языке. В нем представлены некоторые идеи астрономии Птолемея, а также опубликованы точные прогнозы лунных и солнечных затмений до 1530 года. Книга противоречила церковным догмам, которые утверждали, что затмения недоступны человеческому разуму.

Важно, чтобы книга была доступна широкому кругу читателей. Просвещение впервые в России стало массовым. Скорина также опубликовала «Русскую Библию». Однако он не был одобрен ни Католической, ни Православной Церковью из-за несоответствующей верстки: переплет был украшен гербом типографии и символами знания и просвещения, а предисловие издателя и гравюры с его изображением помещены в перед библейским текстом. Перевод Библии Скориной нарушал церковные каноны.

↑ Вероисповедание

Универсально образованный, живой и активный ученый Францишек Скорина оставил нам загадку, которая до сих пор не решена. К какой религии принадлежал Скорина? Есть много данных, одни из которых подтверждают его ортодоксальную веру, другие — его приверженность католицизму или униатству, а третьи — его связь с протестантизмом.

Аргументы в пользу католицизма:

  • Скорина уехал в Москву, откуда был сослан как «католик» и «еретик», а его книги были сожжены.
  • Деятельность Скорины подверглась критике со стороны православного князяКурбского и после его побега из Москвы в Литву.
  • Некоторые документы также показывают, что семья Скоринов была католиками, а некоторые из ее членов даже были священниками.
  • Имя Франциск явно не православное.

В пользу православия говорят и другие факты:

  • До 1498 года в Полоцке не было католической миссии (а Францишек родился в 1490 году или раньше),
  • поэтому маловероятно, чтобы в детстве он крестился по латинскому обряду.
  • Его «Псалтырь» разделен на 20 кафизмов, как того требует православная традиция.
  • В «Маленькой адвентской книге» он перечисляет православных святых по православному календарю; они упоминают русских и некоторых сербских святых, но не упоминают ни одного католического святого (включая святого Франциска Ассизского, в честь которого он, вероятно, был назван).
  • В «Credo» в его книгах отсутствует «filioque».

Князь Константин Острожский, поддерживавший деятельность Скорины, был горячим сторонником Православной церкви.

Неправославное имя Францишек (Франтишек) было очень популярно в Польше и Литве и могло быть гражданским, неклерикальным именем Скорины.

Скорина получил свой диплом в Падуанском университете, а не в Падуанской церкви, как того требовала традиция, потому что церковь разрешала получать диплом только католическим выпускникам, а все остальные получали его в другом уполномоченном месте.

Оцените статью
Добавить комментарий