Грязные деньги: «стирка» продолжается

gryaznye dengi stirka prodolzhaetsya Аквадук

15 лет назад принят ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Грязные деньги: «стирка» продолжается

Откуда появился термин «отмывание денег», сказать сложно. Одна из гипотез состоит в том, что это связано с созданием сети прачечных американским гангстером Аль Капоне для легализации доходов от преступной деятельности. На международном уровне борьба с этим явлением усилилась после создания Международной группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) на саммите Большой семерки 1989 г. В 2000 г. ФАТФ внесла Россию в черный список, а ООН приняла Конвенцию против транснациональной организованной преступности. В этом документе он тесно связан с коррупцией, отмыванием денег, корпоративной ответственностью и международным сотрудничеством.

В нашей стране массовое отмывание средств криминального происхождения начало развиваться в конце 1980-х годов в форме безналичных операций. Однако в 2000-е годы государство начало навести порядок в этой сфере. 7 августа 2001 года вступил в силу Закон № 115, как его сразу назвали в банковском секторе. Интересно, что через пять лет после вступления в силу этого нормативного акта некоторые представители финансового сообщества пытались доказать, что основной отмыватель денег находится не в банках, а в таможнях, откуда «серые» деньги снимают во время «серых». ввоз товаров, да и сама «стирка» происходит в кассах магазинов, торгующих недобросовестными товарами.

Трудно отрицать, что эти процессы взаимосвязаны, но, по мнению экспертов, основной процесс легализации по-прежнему связан с вывозом капитала за границу. Чтобы деньги можно было отмыть, они обязательно должны пройти через финансово-кредитные учреждения.

Результаты научных исследований Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры России показывают, что счета физических и юридических лиц, открытые в финансово-кредитных учреждениях, расположенных в офшорных зонах — Швейцарии, Британских Виргинских островах, Джерси, Бермудских островах, о. Человек, налоговые гавани в различных штатах США — используются в основном для нелегального вывоза капитала. Еще один пробел — открытие счетов в финансовых структурах, принадлежащих оффшорным зонам, но географически расположенных в обычных не оффшорных странах, таких как страны Балтии.

Как правило, вывоз капитала осуществляется по разнонаправленным системам, через страны, с которыми Россия подписала соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр, Латвия, Литва, Эстония).

Во всяком случае, с принятием Закона № 115 процесс уже пошел. В том же году в России был создан специализированный орган — Росфинмониторинг.

— Закон чрезвычайно важен, — считает вице-президент Российского криминологического общества, доктор юридических наук, профессор Виктор Меркуриев. — Во-первых, источником доходов для отмывания денег является криминальный сектор теневой экономики. По данным Росстата, его доля начала расти в результате кризиса и достигла пятой части ВВП. Оценки экспертов намного выше и в некоторых отраслях достигают даже 70 процентов.

В 2015 году было зарегистрировано 19 571 преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы местного самоуправления, то есть коррупционные преступления. Это увеличение составило 3,4%. Благодаря раскрытию преступлений по завершенным делам из 5,6 млрд рублей нанесенного ущерба удалось взыскать 3,5 млрд рублей.

По данным МВФ, ежегодно в международном обороте «серого» капитала легализуется около 0,5–1,5 триллиона долларов (пять процентов мирового валового продукта). Это показывает, насколько важен FZ-115 в центре борьбы с организованной преступностью и коррупцией.

Такое хорошее дело, как создание Таможенного союза ЕАЭС, нашло свои недостатки. Беларусь и Казахстан стали использоваться в качестве транзитных стран для вывоза капитала из России. Мошеннические системы — это операции, при которых российские компании якобы оплачивают фиктивные поставки товаров через таможенные платежи на счета третьих лиц в оффшорах.

Доступность крайне сложно контролироватьдоставка против платежа, поскольку в УК действует упрощенная процедура контроля транзакций, при которой оформляются не грузовые таможенные декларации, а коносаменты. Однако для каждого замка есть ключ. Активные действия Банка России по пресечению подобных схем позволили в 2014-2015 годах снизить размер выдачи средств со ста миллиардов рублей за квартал до десяти миллиардов, то есть в десять раз.

КОММЕНТАРИЙ

Второй элемент этого закона очень важен, и он сосредоточен на борьбе с международным терроризмом и его финансированием.

особенно с Исламским государством, которое запрещено в России. Комментируя эту часть законопроекта, первый заместитель председателя Госдумы, член Национального антитеррористического комитета Иван Мельников сказал:

Оцените статью
Добавить комментарий