Последний из рода Рюриковичей, негрозный сын грозного отца

poslednij iz roda rjurikovichej negroznyj syn groznogo otca Истории

17 января 1598 года в Москве скончался последний правитель рода Рурковичей, царь Феодор Иоаннович. Династия Рюриковичей сыграла величайшую роль в истории России.

Дому Рурыковичей было дано историческое задание, историческая номинация — создание государства Российского. Она справилась с этой проблемой: преодолела феодальную раздробленность, сформулировала доктрину Москвы как Третьего Рима, основала самодержавную империю.

— Так пишет об исторической миссии Рюрикович Л.П. Решетников. Он напомнил, что это была задача от Бога, так это понимали Рюриковичи, и они ее выполнили. Царь Иоанн Васильевич Грозный, этот великий человек, уже почувствовал, можно сказать, предвидел новую задачу, еще не вполне разумную, но уже тревожащую его разум и сердце. В каком-то смысле Ян Грозный опередил свое время, опередил своих современников, особенно элиту Московской империи. Элита, добиваясь упрочения своего положения, совершенствуя свою материальную сторону, постепенно перешла на решение проблем в ином плане — обеспечение личного благополучия, личных амбиций. Он был слабо связан с идеалами Святой Руси, со служением Богу. Тенденция отступничества все больше и больше охватывала правящий класс, проникая оттуда в людей, соблазняя и развращая их. Немного веры, а иногда и отход от Бога приводили к утрате понимания исторических задач, исторической миссии, Божьей воли для России. Трагедия Ивана Грозного заключалась в том, что он видел развитие исторической миссии России, но не мог возглавить правящий класс, потому что он не хотел выполнять эту миссию, замыкаясь в своих узких корыстных интересах.

Напомним, Иван Грозный скончался 18 (28) марта 1584 года. В его наследство не только великие победы, но и великие поражения: Ливонская война была успешно проиграна, Джам, Копорье и Ивангород перешли к Швеции вместе с прилегающей территорией на южном побережье Финского залива, страна была разрушена, а северо-западные районы обезлюдели. Боярская верхушка не чувствовала себя в безопасности в Москве. Ни один из ее представителей не был застрахован от царского гнева. При таких обстоятельствах умер царь Иван Грозный, и на престол взошел царь Федор Иоаннович, радикально отличавшийся от своего отца.

Историк С. Соловьев так описал распорядок дня царя Федора:

Обычно встает около четырех утра. Когда он одет и умывается, к нему подходит отец с крестом, к которому прикасается царь. Затем священнослужитель вносит в зал прославленный в этот день образ святого, перед которым царь молится около четверти часа. Снова входит священник со святой водой и окропляет ею иконы и царя. Затем царь отправляет его к царице с вопросом, хорошо ли она спала. Через некоторое время он сам идет встречать ее в центральную комнату, которая находится между его и ее покоями; оттуда они вместе идут в церковь на мессу, которая длится около часа. Вернувшись из церкви, царь сидит в большом зале, где сидят бояре, находящиеся в особом благодатном состоянии. Около девяти часов царь идет на мессу, которая длится два часа. После ужина и сна он отправляется на вечерню … Каждую неделю царь совершает паломничество в один из ближайших монастырей.

На основании таких данных был сделан совершенно ложный вывод о том, что царь Феодор Иоаннович был почти «сумасшедшим». Но вот что писал о нем журналист XVII века Иван Тимофеев:

По его молитвам мой царь сохранил землю нетронутой от происков врага. Он был кроток по натуре, очень милосерден и чист ко всем, и, как Иов, он всячески оберегал всякое зло, прежде всего любящее благочестие, церковное благочестие, а после священников, религиозное положение и даже братьев, меньших во Христе, возвышенных в Евангелии Самим Господом. Это просто — он посвятил себя Христу всем собой и все время своего святого и почтенного царствования; не любя крови, как монах, он провел в посте, молитвах и мольбах с преклонением колен — день и ночь, изнуряя себя всю свою жизнь духовными подвигами. Володихин:

Обращаясь к прежнему царствованию, летописец с большой нежностью говорит: «И правление верного и любящего Христа царя и великого князя Федора Ивановича. Много лет и ни при каком другом царе Русинской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, не было такого мира и благополучия, какие были при его правлении Праведном царе и великом князе всея Руси Федоре Ивановиче.

По свидетельству патриарха Иова, в момент своей смерти царь разговаривал с кем-то невидимым для окружающих, называя его Великим Иерархом, и в момент его смерти, по легенде, его запах чувствовался в Кремлевские палаты. Сам Патриарх совершил таинство освящения масла и причастил умирающего царя.

Праздник святого царя Федора Иоанновича отмечается в день его похорон 7 (20) января и в неделю, предшествующую 26 августа (8 сентября), в Московской Святой Синапсии.

 

Оцените статью
Добавить комментарий