Работа по организации общественного здравоохранения, предпринятая методом мести, шла довольно медленно. Поэтому на рубеже XIX и XX веков этнографами был собран огромный материал по различным методам принудительного самолечения крестьян, обобщенный врачом Г.М.Поповым в 1903 году.


. Не подлежит сомнению, что хотя бы половину всех этих средств (самолечение — «История») крестьянин использует по горькой необходимости, а зачастую и при полном отсутствии каких-либо других. Ища и не имея лекарства от стойкой зубной боли, крестьянин одинаково и некритично вставляет в зуб корни лука, корни табака, табак, берет «сажу» из трубки и вставляет ее в дырочку в зубе, пытается засунуть в зуб в него смолу, которую он намазывает на обувь и шлейку, керосин, несколько капель чужой слюны на зуб и т. д. (Сольвычегодский р-н Волог. обл., Сарапул у. Вятской губ., Чембарский у. Пензенской обл. , так далее.). По этой же причине, чтобы глаза не гноились, крестьянин мажет их луковым соком, смешанным с сахаром, заливает себе в глаза некую дистиллированную воду, полученную из пары горячего хлеба, и, держа над ней стеклянную посуду. , смазывает их жиром из жареной желчи змеи, щуки или свиньи, посыпает их жареным бараниной или золой от обожженного грубого полотна, капает сок, полученный от соленых дождевых червей, в глаза и даже ждет эффекта протирания спины теплый мед между лопатками (Орловский, Волковицкий и Карачевский у. Орловский губ.). По той же причине при звоне в ушах и глухоте крестьянин полагается на такие меры, как подносить в уши горячий хлеб, испеченный с ягодами можжевельника или медом и солью, заливать себе в уши свекольный, луковый или хреновый сок, льняное масло и т. Д. если он попадает в ухо таракану, чтобы убить насекомое, ему нечаянно вливают в уши деготь, конскую мочу, скипидар, керосин, керосин и т. д. или, капнув конопляным маслом себе в ухо, он кладет в него печеное яблоко и обсыпает его закваской (Cherepowiecki u., Nov. gov, Повяты Волковыска и Карачевского Орловской области). Точно так же при многих других болезнях крестьянин не выходит за рамки своей семьи в выборе средств. Когда мужик простужается, он трет переносицу живым кошачьим хвостом, щекочет себе нос или поджигает кошачий хвост на растопках и нюхает шлак, мажет себе ноздри и переносицу горячим свиным и гусиным жиром или кислым. крем, при этом мажет пятки дегтем, сильно пахнущим табаком, обожженной сухой крапивой, обожженными перьями и т. д.
У крестьянина есть даже лекарство от боязни грома: для этого достаточно съесть заплесневелый хлеб (Городищенский Ю. Пензенская губерния). Иногда в поисках подходящего лекарства от данной болезни крестьянин достигает позитивной виртуозности и дает неограниченные возможности для демонстрации своего извращенного воображения. Например, омыв вином вспотевшую лошадь, он находит очень полезным помолиться пьянице (Wołchow u., Провинция Орилиан), а целебной лихорадкой считает целование крупа коровы и пить грязную воду, используемую для стирки одежды ( Вяземский пер., Смоленская губерния).


Все эти методы и средства лечения, свидетельствующие о грубости человеческого понимания и манер и подавляющие даже такое чувство, как естественное отвращение, не изолированы от других и тесно связаны с группой мер, которые, по их мнению, особый персонаж, мы бы назвали «неестественным». Это экскременты человеческого тела, домашних животных и птиц, которые в медицинской практике крестьянина находят достаточно широкое применение в самых различных болезненных случаях и используются во всех возможных формах.
Известен способ поливать раны, особенно свежие, мочой, а маленьких мальчиков втирать мочу в случае боли. Сообщения о нем, хотя и немногочисленные, поступают из разных мест. В Орельском уезде (Орловская губерния) используют нагретый навоз на чердаке для сена у порога, а в Волхове и Карачеве (та же губерния) в тех же случаях используют теплые человеческие экскременты. В Скопинском

