Самые узкие проливы в мире

samye uzkie prolivy v mire Полезно

Проливы — это водные мосты, соединяющие соседние водоемы или, наоборот, разделяющие отдельные участки суши. Искусственные каналы также можно формально классифицировать как проливы, но их цель всегда состоит в том, чтобы соединять водоемы, обеспечивать водой, но не разделять местность (это обязанность заполненных водой защитных рвов). Проливы необходимы как для чисто мирного, так и для военного судоходства. Благодаря им корабли могут значительно сократить свои маршруты, но только если эти проливы судоходны, не слишком мелкие, узкие и не заполнены опасными рифами.

1. Малый Бельт (500 м)

Самый маленький пролив в мире — это Малый пояс, который отделяет восточные острова Орё и Фунен от западного полуострова Ютландия и острова Эльзас. Балтийское море соединяется через них с Каттегатом. Маленький пояс составляет 125 километров в длину и от 500 метров до 28 километров в ширину. Максимальная глубина фарватера составляет 75 метров, а минимальная — 12 метров. В особо суровые зимы там, где нет сильных течений, замерзает.

Его пересекает пара автомобильных мостов: старый и новый, по которым проходит международный маршрут из Гамбурга через Копенгаген в Стокгольм, а также железнодорожный мост в том же направлении. Новый мост зимой отапливается, чтобы предотвратить обледенение. Кельтское слово «пояс» означает «море» или «вода». Два других пролива носят это название, как и пролив Зунд, который соединяет Каттегат с Балтийским морем. Фарватер в южной части Малого пояса достаточно глубокий, шириной 7 км, но корабли его редко используют из-за сильных течений и сложной навигации в проливе. Если военное судно третьей страны желает пересечь пролив, оно должно уведомить датское правительство за восемь дней.

2. Маточкин Шар (600 м)

Этот пролив расположен между северной и южной частями острова Новая Земля и соединяет Карское море с Баренцевым морем. Пролив неглубокий (в среднем 12 метров, максимальная глубина 120 метров) и имеет несколько якорей, лучшие из которых находятся у мыса Баранев. Берег пролива высокий, местами проливной дождь. Его длина составляет около 100 км. Большую часть года льды покрывают Маточкинское море, в остальное время судоходны. Раньше на его берегу были рыбацкие поселки Столбовой и Маточкин Шар, но теперь их нет. Слово «шар» на финно-угорском языке означает «пролив», а Померания называет эти острова «матерью». Свое название пролив получил от впадающей в него реки Маточка.

3. Босфор (700 м)

Они составляют неразрывную пару с Дарданеллами, а Мраморное море между ними отделяет Европу от Азии. Турки называют его Стамбул-Богази, что означает Стамбульский пролив. Этот пролив соединяет Мраморное море с Черным морем и является единственным выходом из последнего в Средиземное море (через Мраморное море и Дарданеллы). Это очень загруженный водный путь, по которому постоянно мчатся танкеры, грузовые и пассажирские суда.

В далеком прошлом Босфор был древней речной долиной. Теперь он залит морской водой. Есть два встречных течения: поток соленой воды течет снизу в Черное море, а сверху в Мраморное море течет больше пресной воды. Соленое течение сохраняется на дне Черного моря в виде явления, известного как подводная река. Сообщение между европейской и азиатской частями Турции поддерживается мостами и железнодорожным туннелем Мармарай под проливом Босфор.

Босфор — самый важный пролив для всех стран, имеющих порты на побережье Черного моря, поскольку он позволяет им отправлять свои корабли в Средиземное море и далее в Атлантический или Индийский океаны. В 17 веке пролив Босфор несколько раз накрывался ледяной панцирем, как это было в «Малый ледниковый период».

4. Дарданеллы (1,3 км)

Дарданеллы, также называемые Чанаккале, известны тем, что разделяют Балканский полуостров, который принадлежит Европе, и Малый полуостров, который является западной оконечностью Азии. Он соединяет Эгейское море с Мраморным морем. Древние греки называли его Геллеспонт. Неудивительно, что этот пролив имеет решающее стратегическое значение, поскольку позволяет вам контролировать все судоходства от Черного до Средиземного моря. Длина Дарданелл составляет 65 км, а ширина — от 1,3 до 6 км.

Дарданеллы, вместе с проливом Босфор и небольшим Мраморным морем, образуют одну цепь. Черное море, соединяющее Средиземное море с Черным морем, является естественной границей, разделяющей два континента — Европу и Азию — к северу от Черного моря, соединяясь в один континент Евразии. Турки называют его Чанаккале Богазы в честь города, расположенного на азиатском побережье.

5. Магелланов пролив (2,2 км)

Одним из самых протяженных судоходных проливов в мире стал Магелланов пролив, разделяющий южные земли Южной Америки и архипелаг Огненная Земля. В то же время он соединяет два крупнейших океана — Тихий и Атлантический. Только восточная оконечность пролива принадлежит Аргентине, а остальные берега находятся под контролем Чили.

Магелланов пролив очень живописен со своими скалами и ледниками. Впервые его пересек знаменитый португальский Фернандо Магеллан в 1520 году во время первого в мире судоходства. Именно Магеллан нашел место, где встречаются два океана. Ему понадобилось больше месяца, чтобы пересечь пролив, но он не потерял ни одного корабля в этом опасном месте, и долгое время он был единственным счастливчиком, которому это удалось. Местами Магелланов пролив неширокий, его усугубляют постоянные штормы и ветры в этих местах, коварные течения и острые подводные скалы, что делает плавание в Магеллановом проливе почти русской рулеткой.

Людям приходилось использовать враждебный Магелланов пролив в течение длительного времени, пока не появилась гораздо более удобная альтернатива — Панамский канал. Но даже сегодня довольно много кораблей вращается вокруг Южной Америки с юга.

6. Эресунн или Зунд (3,4 км)

Пролив Эресунн или Эресунн отделяет остров Зеландия, который принадлежит Дании, от Скандинавского полуострова (Швеция). Он соединяет, как и другие датские проливы, Северное и Балтийское моря. Его длина составляет 70 км, ширина от 3,4 до 24 км, а глубина фарватера всего 8 метров. На берегу залива расположены два больших города, Мальмё и Копенгаген, которые соединены мостом Эресунн, который также включает туннель.

Этот пролив появился 8000 лет назад после отступления ледника — освободившаяся от него Скандинавская плита начала наклоняться, опускаться на юг и подниматься на север. Впоследствии воды Северного моря разрушили узкий перешеек возле сегодняшнего Эресунна, затопив низменные районы и образовав Балтийское море. В зимний сезон, с октября по март, чаще всего бывают грозы, но самые сильные штормы случаются в декабре. В феврале уровень моря достигает максимума, а самый низкий уровень — в январе или апреле.

7. Большой Бельт (11 км)

К востоку от пролива Грейт-Бельт находятся острова Зеландия и Лоландия, а к западу от Фунена и Лангеланда. Из трех датских проливов, соединяющих Балтийское море с Каттегатом, Большой пояс является самым большим. Его фарватер имеет глубину более 20 метров, что делает пролив самым важным судоходным маршрутом в Балтийском море. Большой пояс проходим даже для океанских кораблей, хотя последние несколько раз сталкивались у моста. Большой пояс стал международным водным путем после принятия Копенгагенской конвенции в 1857 году. Однако его западная часть, расположенная между островами Спрого и Фунен, считается территориальными водами Дании и управляется этим государством.

8. Сингапурский пролив (12 км)

Этот пролив вместе с Малаккским проливом соединяет Южно-Китайское море (Тихий океан) и Андаманское море (Индийский океан). Его северная граница — южное побережье полуострова Малакка и Сингапурские острова, а южное — архипелаг Риау. Сингапурский пролив был важным морским путем еще в 7 веке, а теперь стал международным маршрутом. Хозяин — Сингапур, который является одним из 4 крупнейших портов мира. Основной морской путь для большинства судовПлавание из Тихого океана в Индийский океан проходит через многочисленные острова в Юго-Восточной Азии, и Сингапурский пролив стал одним из самых важных соединений на этом маршруте.

Исторически Великий морской путь был не менее важен, чем, например, Великий шелковый путь из Китая в Европу. В настоящее время Сингапурский пролив имеет статус международного, а это означает, что он открыт для беспрепятственного прохода судов всех стран, то же касается и воздушных маршрутов над ним. Из-за слишком интенсивного судоходства здесь и в прибрежных водах ограничено рыболовство, хотя местные тропические воды довольно богаты морскими ресурсами.

9. Малаккский пролив (15 км)

Малаккский пролив отделяет Суматру от Тайского и Малайского полуостровов. Он соединяет Южно-Китайское море, Тихий океан, Андаманское море, Индийский океан. часть Индийского океана. В южной части пролива находится порт Сингапур. Малаккский пролив не очень глубокий, особенно ближе к Сингапуру. Возможно, он был назван в честь Малакийского султаната, который когда-то правил регионом. Есть и другая версия — он назван в честь самого важного в XVI-XVII вв. Порта Малакки, ныне малазийского города Малакка. Это единственный морской пролив, где происходит активное осаждение речных илов, хотя это не умаляет интенсивной навигации, доступной здесь. В последние десятилетия у восточного побережья Суматры, в самом Малаккском проливе, были обнаружены большие запасы нефти, и с ее добычей экономическое значение пролива еще больше возросло.

10. Пролив Шокальского (19 км)

Этот пролив расположен в Северном Ледовитом океане, где он отделяет Северную Землю (остров Большевик) от острова Октябрьской революции. Он соединяет Карское море с Липтевым морем. Он был назван в честь картографа и географа Юлии Шокальской. Воды, в которых расположен этот пролив, относятся к юрисдикции Красноярского края. Голубые берега пролива покрыты ледниками (Мушкетова, Карпинского, Университетского, Гротовского, Семеновско-Тяньшанского), из которых периодически вырываются айсберги. Большую часть года пролив покрыт льдом.

Руки в ноги. Подпишитесь на нашу группу Вконтакте и читайте все наши статьи первыми!

Оцените статью
Добавить комментарий