Текущее состояние и перспективы развития рынка музыкальных фестивалей в россии

tekushhee sostoyanie i perspektivy razvitiya rynka muzykalnyh festivalej v rossii Интересно

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А. В. Павина

Текст научной статьи по специальности «История искусства».

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — А. В. Павина

CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE MARKET OF MUSIC FESTIVALS IN RUSSIA

»

Текст научной работы на тему «Текущее состояние и перспективы развития рынка музыкальных фестивалей в России»

В статье анализируются данные о рынке музыкальных фестивалей в России на основе данных о посещаемости и минимальных ценах на билеты за период с 2013 по 2017 год на примере крупнейших представителей различных жанров в стране. По результатам авторы делают выводы о текущем состоянии и перспективах развития рынка музыкальных фестивалей в России.

В статье анализируются данные о рынке музыкальных фестивалей в России на основе данных о посещаемости и минимальной стоимости билетов за 2013-2017 гг. На примере крупнейших представителей различных жанров в стране. По результатам делаются выводы как о текущем состоянии, так и о перспективах развития рынка музыкальных фестивалей в России.

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ В РОССИИ

СРЕДНИЙ. Павина, студентка

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, Санкт-Петербург)

Резюме. В статье анализируются данные о рынке музыкальных фестивалей в России на основе данных о посещаемости и минимальных ценах на билеты за период с 2013 по 2017 год на примере крупнейших представителей различных жанров в стране. По результатам делаются выводы о текущем состоянии и перспективах развития рынка музыкальных фестивалей в России.

Ключевые слова: музыкальный фестиваль, пленэр, музыкальный жанр, музыкальная индустрия.

Музыкальные фестивали, как одна из крупнейших форм творческой деятельности, привлекают большое количество участников и зрителей, могут помочь понять и включить новые формы, жанры и виды искусства в культурный процесс, служат платформой для творческих, талантливых людей для дальнейшего развития в области искусства.

Изначально музыкальное сопровождение было лишь частью фестивальной программы. Первый музыкальный фестиваль можно назвать «Фестивалем трех хоров», который проводится с 1715 г. (официально зарегистрирован в 1719 г.) попеременно в одном из трех соборов Вустера, Глостера и Херефорда [!

Есть несколько классификаций музыкальных фестивалей:

1. По направлению музыки:

— фестивали эстрадной музыки («Дискотека 80-х»);

— народные гуляния («Летний народный праздник»);

— фестивали электронной музыки («Sensation White»);

— фестивали бардинской песни («Gruszyński Fest»)

— многожанровые фестивали и др.

2. По месту встречи:

— закрытые — проводятся в закрытых помещениях (концертный зал, спортивная арена, собор и др.);

— outdoor — проводится под открытым небом (в парках, скверах, открытых площадках, вдали от города). 3.

3. По способу организации:

— организовано государственными органами;

— в ведении телерадиокомпаний («Европа Плюс Live»; «Максидром» от Radio Maximum)

— организованный СМИ и другими представителями медиасферы («Послеобеденный пикник»);

— «спонсируемые» фестивали, спонсируемые компаниями для повышения узнаваемости бренда («Alfa Future People» от Альфа-банка)

— проходят под собственным брендом от частных концертных агентств («Park Live» от агентства «Мельница»).

Рассматривая рынок музыкальных фестивалей в России, в первую очередь следует отметить, что в открытом доступе мало информации. Поскольку организаторы мероприятия не обязаны публиковать данные в открытом доступе о количестве участников или прибыли от продажи билетов различных категорий, информация, представленная в этом документе, собирается из открытых источников и с веб-сайтов фестиваля.

На рисунке 1 показана жанровая структура музыкальных фестивалей, прошедших в России с 1 января по 31 декабря 2018 г. [2]. К

Многожанровые музыкальные фестивали, также включенные в статистику, включали мероприятия, объединяющие несколько музыкальных фестивалей на одной странице.

По сравнению с данными за 2017 г., представленными в [3], можно отметить несколько изменений. Так, объем фестивалей популярной музыки и рок снизился на 3% и 2% соответственно, а мультижанровые фестивали, наоборот, показали положительный рост на 4%. Эта тенденция связана с тем, что некоторые фестивали, ранее посвященные одному музыкальному жанру, расширили количество тем для создания дополнительных сцен или зон.

Также увеличилось количество музыкальных жанров EDM и хип-хоп.

музыкальные жанры значительно увеличились. В этом случае в основном было их территориальное деление, с разными сценами или отдельными зонами.

ки. Это связано с ростом популярности этих музыкальных жанров, особенно среди молодой аудитории. Несмотря на это, наибольшее количество фестивалей по-прежнему представляет жанр рок.

Для сравнения в исследовании были выбраны фестивали разных жанров, по одному из основных представителей каждого из них. Данные проанализированы за период с 2013 по 2018 год. На рисунке 2 представлена ​​статистика участия в фестивале.

250 000 200 000 150 000 100 000 50 000 0

2013 2014 2015 2016 2017 2018

Фото 2. Посещение фестиваля.

-Летний народный фестиваль

Бардианская музыка 5%

Классическая музыка 7%

Электронная музыка и хип-хоп 9%

Рис. 1. Жанровая структура музыкальных фестивалей в России в 2018 году.

Фестиваль с самой высокой посещаемостью среди представленных с 2016 года собирает примерно столько же участников. Также это старейшее из рассмотренных мероприятий, фестиваль действует с 1999 года.

В 2018 году несколько фестивалей также отметили юбилеи. Фестивалю Alfa Future People 5 лет. Проведено 15 фестивалей «Усадьба Джаз» и «Пикник Афиши». Тем не менее юбилейная дата повлияла на каждый фестиваль по-разному. AFP посетило примерно такое же количество людей, как и в предыдущие два года. И 15-й фестиваль Afisza Picnic не достиг значения 2017 года,

когда на мероприятии присутствовало около 61 000 человек. В 2018 году в фестивале приняли участие всего 50 тысяч человек.

Вторым рассматриваемым критерием была минимальная цена билета на фестиваль. Учитывается только стоимость входного билета, в то время как многие фестивали требуют дополнительных билетов в кемпинг, парковки и проезда к месту проведения фестиваля и обратно.

На рисунке 3 представлена ​​статистика выбранных фестивалей по критерию минимальной стоимости входного билета в 2013-2018 гг.

I Stereoleto I Folk Summer Fest I Усадьба Джаз I Нашествие ■ Пикник Афиша I ALFA FUTURE PEOPLE

1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000

Рис. 3. Минимальная цена за участие в фестивалях.

В 2018 году все упомянутые фестивали, кроме Stereoleto и Alfa Future People, снизили минимальную цену за вход.

Stereoleto Festival, который с 2018 года добавил к своему названию название банка-партнера и теперь читается как «Тинькофф». Stereoleto », сохранила количество участников на уровне 18 000, несмотря на рост цен на билеты. Стоимость билетов на Alfa Future People увеличилась из-за стратегии организаторов, которые удовлетворены текущей посещаемостью мероприятий и хотят качественного увеличения своей аудитории [4].

Организаторы Manor Jazz в связи со снижением цен на билеты и юбилейной датой мероприятия собрали в 2018 году 28000 человек. участников, тем самым восстановив посещаемость, которая значительно упала в 2017 году. Летнему фольклорному фестивалю также пришлось прибегнуть к сокращению, чтобы сохранить количество участников на уровне прошлых лет.

стоимость билета. В результате количество посетителей мероприятия осталось на уровне прошлых лет.

Итак, среди основных тенденций и характеристик музыкальных фестивалей в России можно выделить следующие: бренд фестиваля играет важную роль при выборе мероприятия, где он проводится; жанровая направленность музыкального фестиваля напрямую влияет на его популярность и посещаемость; Организаторы, организующие фестиваль в черте города, имеют дополнительные ограничения, поэтому все больше мероприятий проходит в дальних городах.

Рынок музыкальных фестивалей в России начал развиваться намного позже, чем в других странах, в результатеЛишь некоторые музыкальные события могут показать статистику посещаемости на уровне крупных европейских фестивалей. Однако общая тенденция интереса к этому

В интересах целевой аудитории будут проводиться фестивали, на которых организаторы смогут качественно и количественно улучшить общие тенденции и посещаемость в ближайшие годы.

Фестиваль трех хоров [Электронный ресурс]. URL: https://3choirs. org/ (дата обращения 10.08.2019).

2. Аллфест. Allfest. [Электронный ресурс] URL: https://allfest. ru/festivals (дата обращения: 12.08.2019).

3. Морщагина Н. А. Музыкальная индустрия: состояние и перспективы развития / Н. А. Морщагина, Е. В. Коковашина, А. В. Павина // СПб. Петербургский экономический журнал. — 2018. — № 2. — С. 66-76.

4. Общий продюсер Alfa Future People Виктор Шкипин: Когда человек привыкает к хорошему, ему труднее смириться с посредственностью. Сноб. 2019. [Электронные ресурсы] URL: https://snob. ru/entry/180524/ (дата обращения 15.08.2019).

5. Тинькофф Стереолето. [Электронные ресурсы] URL: https://bestfest. ru/o-festivale/2018/ (дата обращения 16.08.2019).

6. Нашествие. [Электронные ресурсы] URL: https://nashestvie. ru/ (дата обращения 16.08.2019).

7. Главный фестиваль музыки и технологий. [Электронные ресурсы] URL: https://afp. ru/ (дата обращения 16.08.2019).

8. Усадьба Джаз. [Электронный ресурс] URL: http://usadba-jazz. ru/ (дата обращения 16.08.2019).

9. Международный фестиваль интерактивной музыки. [Электронные ресурсы] URL: http://fsf. su/ (дата обращения 16.08.2019).

10. Пикник Афиши. [Электронный ресурс] URL: https://picnic. afisha. ru/ (дата обращения: 16.08.2019).

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ В РОССИИ

СРЕДНИЙ. Павина, студентка

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, Санкт-Петербург)

Оцените статью
Добавить комментарий