Жизнь и творчество

zhizn i tvorchestvo Аквадук

Он был одним из авторов великого русского реалистического романа. Современник Герцена и Тургенева, Островского и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Льва Толстого, Гончаров и они на протяжении нескольких десятилетий привлекали внимание передовых, демократических критиков и широкого круга читателей.

Иван Гончаров родился в Симбирске, учился в интернате, затем в ремесленном училище и в Московском университете (учился там одновременно с Белинским, Лермонтовым, Герценом). Гончаров много читал, переводил, потом начал писать — в духе романтических романов и стихов юного Адуева из романа «Нормальный рассказ», над которым потом высмеивал. Его творчество в 1930-е годы сам писатель не считал достойным публикации. Но только пройдя сложную десятилетнюю школу исследования и литературного мастерства, Гончаров проявил себя как художник-реалист.

Его первый роман — «Нормальный рассказ» (1847) — принес писателю известность и широкое признание. Он рисует широкую картину русской действительности, дает галерею ярких, реальных персонажей. С большой силой художественных обобщений Гончаров показал упадок старого патриархального уклада жизни. Белинский назвал «Обычную историю» «страшным ударом по романтике, мечтательности, сентиментальности и провинциализму».

«Всеобщая история» — первая часть трилогии Гончарова, представляющая жизнь российского общества на разных этапах его развития. В 1859 году выходит роман «Обломов», который по праву считается вершиной творчества писателя. Десять лет спустя появилась «Бездна».

Обломов был опубликован в период развития революционной ситуации в России и имел большое прогрессивное значение. С потрясающей убедительностью Гончаров показал условия, которые привели его героя к духовному упадку. Уже в «Марзень о Обломове» автор описал, как постепенно подавлял все попытки проявить активность в игривом и подвижном мальчике Илюше. С детства его окружала сонная праздная жизнь помещиков. Настоящее благополучие жители Обломовки понимали не иначе как как. мир и бездействие «. Они даже считали чтение тяжелой работой, без которой можно легко обойтись». Обломов рос человеком, неспособным к какой-либо работе. У него только развились болезненные мечтания. , тогда мыслителя, великого художника, духовные потребности Обломова потихоньку угасали, его гуманитарные рефлексы и здравый смысл становились бесплодными.

Ольга, невеста Обломова, тоскливо спрашивает: «Кто тебя проклял, Илья? Что тебя погубило? У этого зла нет названия». И сам Обломов ей ответил. «Есть, — сказал почти неслышно, — Обломовщина». »

«Обломовщина» стала общеизвестным термином, обозначающим летаргию и застой, выражением глубокого кризиса крепостной экономики и порожденной ею идеологии. Сам Гончаров подчеркивал в романе, что «Обломовщина» развивалась и росла на основе крепостного права, на основе «трех Захаровых».

В необычной статье «Что такое Обломовщина?» (1859), в которой он подробно описал идейное и художественное богатство творчества Гончарова, Добролюбов раскрыл историческое значение социального содержания своего романа и силу художественного обобщения персонажей. Критик похвалил Гончарова за то, что он показал борьбу старого и нового в жизни дореформенной России. Добролюбов подчеркнул огромную типичную силу картины «Обломовщины»: история морального разорения одного фермера звучит, по его мнению, как живое обвинение против «Обломовщины» в целом.

Добролюбов увидел в невесте Обломовой Ольге Ильинской поистине положительного героя романа. Он увидел в ней «намек на новую русскую жизнь»: «… От нее можно ожидать слов, которые сожгут и разогреют обломовщину». О величии Гончарова как художника-реалиста и знатока российской действительности свидетельствует тот факт, что он осудил «Обломовщину» и сумел показать буржуазную ограниченность трезвого бизнесмена Штольца.

В 1852-1854 гг. Гончаров совершил кругосветное путешествие на российском военном фрегате «Паллада». Позже он переработал и объединил свои путевые зарисовки, заметки и письма с дороги в своей книге «Фрегат Паллада» (1858 г.). Очерки Гончарова полны критики буржуазной цивилизации. Писатель зарисовывает острые противоречия капиталистической действительности, возмущается. последствий колониальной политики правящих кругов буржуазных стран, особенно Англии и США. Под их властью «гибнут не только отдельные лица, семьи, но и целые страны»; они не считают туземцев людьми, но как какой-то рабочий скот. — омывают кровью ».

Впечатления от буржуазных порядков в странах Западной Европы, особенно в их колониальных владениях, также повлияли на отношение Гончарова к российскому капитализму. Развитие нового образа жизни в России и революционная борьба разной интеллигенции не создавали в нем радуги иллюзий. В результате реакции на крестьянскую реформу 1861 года и поражения польского национально-освободительного движения в 1863 году в его мировоззрении сформировалась консервативная позиция. В своем последнем романе «Бездна» Гончаров пытается представить революционную борьбу разной интеллигенции в искаженных, мрачных тонах. Но художественная ценность «Бездны» определяется не вымышленным, фальшивым образом нигилиста Марека Волоколова. Настоящий герой романа — Виера — один из самых позитивных женских персонажей, созданных Гончаровым, воплощение лучших психологических качеств русской женщины, свидетельство глубокой веры писателя в родной народ, в его будущее. Роман Гончарова содержит реальные образы и образы русской жизни. Виртуозная композиция, яркие портретные зарисовки, глубина и драматизм психологической проникновения в картинах «Кольца» — это значительное художественное достижение в творчестве Гончарова. Его отличает верность действительности, что ставит писателя в противоречие с собственным, порой весьма ограниченным, пониманием событий и направления их развития. В конце концов, читатель может отчетливо почувствовать, что до воплощения новых идей в лучших качествах Веры он не может противостоять ни бабушкиной патриархальной «правде», ни выдуманным Тушиным буржуазным добродетелям.

Среди мемуаров, статей и очерков, написанных Гончаровым в последние годы жизни, наиболее интересны его воспоминания о Белиньском и знаменитая статья Грибоедова «Горе от ума» — «Миллион пыток», не утратившая своего важность по сей день. Гончаров — художник больших социальных обобщений. Создаваемые им образы давно вышли за рамки своего времени. Возвращаясь к выдающимся произведениям Гончарова, мы всегда восхищаемся его образной русской речью. Даже Белинский писал на «чистом, правильном, легком, свободном» языке писателя.

Автор «Обломово» и «Бездны» по праву занял достойное место в блестящей плеяде русских писателей-реалистов прошлого века, ближайших наследников традиции великого Пушкина.

Оцените статью
Добавить комментарий